20.09.2022
15.09.2022
Особенности хозяйства России >>>
Д/з:
Вопросы и задания (сс. 65-66) >>>
Практическая работа (сс. 66) >>>
Экономическое краеведение. Тетрадь для ПР. 9 класс >>>
08.09.2022
06.09.2022
01.09.2022
19.05.2022
Россия и Донецкая
Народная Республика
в современном мире
«Анализ статистических данных о
17.05.2022
Социальный комплекс
«Нанесение на контурную карту основных
научных и культурных объектов Донецкого края»
05.05.2022
Транспорт
Виды транспорта. Транспортная сеть России её связь с Донбассом.
ГЕОГРАФИЯ. 9 КЛАСС. Урок 14. Транспорт (изучить). >>>
ГЕОГРАФИЯ. 9 КЛАСС. Урок 15. Транспорт (изучить). >>>
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Нанесение на контурную карту основных транспортных магистралей итранспортных узлов (учебник с. 151 >>>).
29.03.2022
Агропромышленный комплекс
Агропромышленный комплекс.
Факторы размещения отраслей сельского хозяйства читать >>>
Тестовое задание
********
08.02.2022
Строительный комплекс
03.02.2022
01.02.2022
18.11.2021
Учить §7 учебника, сс.35-40.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Перечислите основные занятия населения нашего края в прошлом.2. Назовите основные профессии нашего края в настоящее время.
3. Что вы знаете о профессии своих родителей?
4. Какие профессии нравятся вам?
5. Какие обычаи и обряды сохранились в нашей местности до настоящего времени?
6. Какие основные религиозные праздники солнцеворота вы знаете?
7. Расскажите о традициях вашей семьи.
8. Составьте родословное древо своей семьи.
Тема. Составление родословного древа вашей семьи.
Цель: Познакомить учащихся с алгоритмом составления родословного древа. Составить родословное древо семьи.
Все мы – ветви одного большого могучего дерева, которое объединяет в себе многие поколения родственников. Именно в семье свято хранятся многие обычаи и обряды, живет память о предыдущих поколениях. Одним из способов сохранения этой ценной информации является составление генеалогического древа. Как это сделать?
1) Составьте список ближайших родственников.
2) Соберите главные сведения о них: даты и места рождения, учебы, работы, службы в армии, вступления в брак.
3) Разыщите родственников, обладающих сведениями о предках, и запишите их рассказы.
4) Составьте географический паспорт вашей семьи – уточните регионы проживания родственников и предков.
5) Соберите документы, хранящиеся в домашних архивах родственников – это важнейшие источники информации. Подпишите фотографии (кто изображен, дата и место съемки).
16.11.2021
Разнообразие этнического состава населения Донецкого края и России. Религии народов Донецкого края и России.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
- Охарактеризуйте национальный состав населения Донецкого края. В чём его особенности?
- Чем объяснить преобладание русскоязычного населения на территории края?
- Какие отношения сложились между представителями различных национальностей?
Тема. Построение секторной и столбчатой диаграмм национального состава населения региона.
Цель: Научиться строить секторную и столбчатую диаграммы, пользуясь статистическими данными национального состава населения. Уметь анализировать изменения, происходящие в национальном составе населения региона.
Ход работы:
-
Пользуясь данными таблицы, постройте секторные диаграммы
национального состава населения Донецкого края в 1989 и 2001
годах.
Национальность
1989 г.
2001 г.
Украинцы
50,7%
56,87%
Русские
43,6%
38,22%
Греки
1,58%
2,01%
Белорусы
1,45%
0,92%
Другие
2,67%
2,98%
- Сравните полученные результаты.
-
Пользуясь справочной таблицей, постройте столбчатую диаграмму
национального состава населения региона
Национальность
Численность (чел.)
Украинцы
2744149
Русские
1844399
Греки
97516
Белорусы
44525
Татары
19161
Армяне
15734
Евреи
8825
Болгары
4833
Немцы
4620
Другие
20771
11.11.2021
Тема: "Механическое движение населения. Миграции, их виды и направления. Сальдо миграции. Характеристика современных миграционных процессов".
-
Актуализация опорных знаний и умений.
1. Дайте определение понятию «административно-территориальное деление
области».
2. Какие изменения в историческом времени произошли с территорией
Донецкой области?
3. Назовите органы территориальной власти в Донецкой области.
-
Мотивация учебной деятельности
Для того чтобы жить, человек сам создаёт различные материальные и духовные
блага. Без него не будут функционировать построенные им хозяйственные
объекты, не будут обрабатываться поля, остановится работа транспорта.
Поэтому, знания о количестве населения, проживающего в регионе, его
размещении, темпах роста, возрастной и половой структуре являются очень
важными для составления планов перспективного развития страны.
-
Изучение нового материала
Все вопросы, связанные с населением, изучает наука демография.
Демография – это наука о процессах и закономерностях
воспроизводства населения, его размещения, изменения, численности,
происходящего в определенных общественно-исторических условиях. Демография
исследует не только влияние социально-экономических процессов на
воспроизводство населения, но и обратное влияние изменения народонаселения
на развитие общества.
Народонаселение – непрерывно воспроизводящая себя совокупность
людей, проживающих на определенной территории. В этом смысле говорят о
народонаселении всей Земли, отдельной страны, региона и т.д.
Численность населения – показатель, который постоянно
изменяется и зависит от объективных природных и социально-экономических
факторов, традиций, культуры, уровня жизни населения. Точные данные о численности населения дают переписи населения.
Последняя перепись населения проводилась в 2001 году. Согласно ей на
территории области проживало 4 894 тыс. человек. По этому показателю мы
можем сравниться с населением Норвегии (4 623 тыс. чел.), Хорватии (4 494
тыс. чел), Молдовы (4 475 тыс. чел.) и других стран.
Естественный прирост населения – это разница между числом
родившихся и числом умерших за определенный период времени. Естественный
прирост определяется по формуле: Естественный прирост = рождаемость – смертность. Он может быть положительным – если рождаемость превышает смертность, отрицательным – если смертность превышает рождаемость, нулевым – если эти показатели равнозначны. Обычно естественный прирост населения
рассчитывается на каждую тысячу человек. Наш край относится к регионам с первым типом воспроизводства
населения (суженный тип, «демографическая зима») для которого характерны низкий
уровень рождаемости, возрастающее количество людей пожилого возраста и
снижение числа детей и подростков.
В настоящее время естественный прирост отрицательный, так как число
умерших превышает число родившихся. Это привело к снижению численности
населения области.
Согласно данным управления статистики Донецкой области в 2013 году проживало 4 375,4 тыс. чел. Как считают специалисты, на снижение численности населения оказали
влияние три группы факторов: экономические, экологические, социальные.
Влияние экономических факторов связанно со снижением уровня жизни
населения, что сказалось на рождаемости, продолжительности жизни,
состоянии здоровья людей. Причиной, влияющей на сокращение рождаемости и
ухудшение здоровья населения, является экологическая ситуация в нашем
крае. По многим показателям она наихудшая среди регионов Европы.
Решением данных проблем занимается
Демографическая политика – это комплекс экономических,
административных, пропагандистских мероприятий, с помощью которых
государство влияет на рождаемость в желаемом для себя направлении. В нашем крае демографическая политика направлена на экономическую
поддержку молодых семей, создание новых рабочих мест для молодёжи,
увеличение пособий на детей.
Одним из важных показателей демографической ситуации является плотность
населения.
Плотность населения – это количество человек, проживающих на
единицу площади территории. Она рассчитывается по формуле:
Плотность = количество населения ÷ площадь территории.
В нашем крае она составляет 185 чел./км² (на Украине – 77 чел./км²). Наш
регион – одна из самых густонаселенных территорий. На плотность размещения
населения влияют многие процессы, например, природно-климатические
условия, экологическая ситуация в регионе, национально-исторические
традиции.
-
Закрепление изученного материала.
Практическая работа № 3 «Решение задач на определение рождаемости, смертности, естественного
прироста населения».
Задача №1. Определить ЕП в посёлке Джалиль, если количество
родившихся составляет 166 человек, а умерших 126 человека (1992г.)
Решение: ЕП = Р-С = 166чел. - 126чел. = 40 человек
Ответ: ЕП в посёлке Джалиль в 1992г. составил 40 человек.
Задача №2. Рассчитайте величину годового естественного
прироста населения в промилле, если в стране за год родилось 18 500
человек, умерло 13 200, а численность населения составляла 1 596
тыс.человек.
Определим Кеп:
Кеп = ЕП / ЧН ×1000
Кеп = (18 500 – 13 200):1 596 000×1000 = 3,3‰
Ответ: величина годового естественного прироста населения в
промилле составила 3,3‰.
Задача №3. Определите коэффициент смертности в стране, если в
течение года там родилось 760 человек, а естественный прирост составил
4,2‰, а численность населения была 52 730 человек.
Определим КР по формуле КР=Р / ЧН ×1000
КР =760 : 52 730 ×1000 = 14,4‰
Вычислим КС =КР - КЕП
КС = 14,4 – 4,2 = 10,2‰
Ответ: Коэффициент смертности в стране составил 10,2‰
- Домашнее задание
§5, стр.26-31. Выучить понятия. Составить и решить задачи по аналогии.
Поволжье скачать>>
Контрольная работа № 2
Тестовое задание
(экономические районы России и хозяйство Донецкого края)
Центральный экономический район
Тестовое задание
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ - 9 класс читать далее>>
9-А - 19.03.2020 9-А - 02.04.2020
9-Б - 19.03.2020 9-Б - 02.04.2020
Тема: "Социальный комплекс"
Социальный комплекс, транспорт читать далее>>
"Яркий пример" создания инфраструктуры в короткие сроки
Международные отношения читать далее>>
Экономическое районирование России смотри>>
СКАЧАТЬ>>
Комментарии
Отправить комментарий